Обсуждение проблемы применения различных критериев и необходимости их унификации было далее продолжено в докладе президента Швейцарского сомнологического общества Raphael Heinzer, который представил сообщение по результатам очень детального и хорошо спланированного анализа когортного исследования, проведенного в Лозанне (Швейцария). По данным этого исследования, при применении различных версий критериев (Chicago 1997, AASM 1.0, AASM 2.0) результаты оценки нарушений дыхания во сне по полисомнографическим записям расходятся в разы, колеблясь от нормальных показателей (индекс апноэ-гипопноэ менее 5 в час) до средней степени (индекс апноэ-гипопноэ достигает 15 в час и более) у одного и того же обследуемого. Сообщение R. Heinzer лишний раз убедительно подчеркнуло важность стандартизации подходов к анализу данных и необходимость разработки единых рекомендаций.

Michaela D. Gjertsad (Норвегия) представила проект публикации о различиях в системах оплаты медицинской помощи, оказываемой в условиях сомнологических лабораторий, в различных странах. Россия упоминается в проводимом анализе, однако без указания количественных данных, так как расходы на услуги, связанные с диагностикой и лечением нарушений сна, в нашей стране не компенсируются.

Отдельное заседание было посвящено проблеме регуляции лицензирования водителей с нарушениями сна, прежде всего с нарушениями дыхания во сне. В 2014 году в Евросоюзе была введена обязательная оценка нарушений дыхания во сне и дневной сонливости у лиц, планирующих получить водительское удостоверение. Президент Австрийского общества сомнологов профессор Wolfgang Mallin своим сообщением о сложностях внедрения введенных правил в реальную практику открыл оживленную дискуссию, предварив свое выступление вопросом: “Is a driving license a right or a privilege?” («Получение водительских прав – это право или привилегия?»). Обсуждались сложности объективной оценки дневной сонливости, возможного получения ложноотрицательных результатов при применении общеупотребимых шкал (шкала сонливости Эпворта; Erna Sif Arnardottir высказала гипотезу о необходимости поиска других объективно измеряемых маркеров дневной сонливости); этические (деонтологические) вопросы, касающиеся информирования регулирующих органов при выявлении апноэ тяжелой степени у водителя автотранспорта и отказе его от лечения и связанной с этим высокой ответственности врача, принимающего решение, и другие моменты.

 

4   

   

 

Данный сайт и вся информация на нём предназначена для медицинских работников. Продолжая просмотр, вы соглашаетесь и подтверждаете, что являетесь медицинским работником.