ФОРУМ ПРОЕКТА

Общие вопросы по профессиональным квалификациям в России (7 вопросов)

Вопросы по врачебным специальностям (1 вопрос)

Вопросы по специальностям СПО (2 вопроса)

Вопросы медицинского образования и аккредитации специалистов (3 вопроса)

Как стать экспертом НМП? (0 вопросов)

Вопросы отнесения специальности/квалификации к уровню/подуровню (0 вопросов)



Общие вопросы по профессиональным квалификациям в России
Зачем нужны профессиональные стандарты в здравоохранении?

Профессиональные стандарты нужны в любой отрасли экономики, не только в здравоохранении. Профстандарт - документ, который содержит актуальные требования рынка труда к каждому специалисту, оказывающему медицинскую помощь. Профстандарт является эталоном и образцом квалификации специалиста. Вводимая в здравоохранении с 2016 года аккредитация специалиста как раз и устанавливает соответствие квалификации врача требованиям профстандарта. Если специалист, врач не проходит аккредитацию, он не допускается к практической работе.

Отвечает: Ищук Татьяна


Скажите, пожалуйста, что даст профессионально-общественная аккредитация медицинскому колледжу?

Формальная сторона вопроса: Колледж получает Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации конкретной программы. Этот документ размещается на сайте Колледжа и говорит о том, что Колледж качественно. в соответствии с требованиями работодателей готовит специалистов по этой программе. Сейчас сведения о ПОА нужны контрольно-надзорным органам (для государственной аккредитации), работодателям, абитуриентам и родителям. Это как знак качества и конкурентоспособности программы и Колледжа на рынке образовательных услуг.

Отвечает: Ищук Татьяна


Как согласуется единый квалификационный справочник в здравоохранении и профстандарты?

Единый квалификационный справочник (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н Справочник содержит три основные позиции. характеризующие каждую должность: Должностные обязанности, знания и требования к квалификации. Именно квалификационные требования и объединяют этот справочник и профессиональные стандарты. Но ЕКС содержит меньший перечень должностей, чем имеется специальностей в номенклатуре, утвержденной Приказом Минздрава 07.10.2015 N 700н (ред. от 11.10.2016). Должность врач-кардиолог, например, в ЕКС отсутствует, а профстандарт скоро будет утвержден. И это не единственный пример.

По логике каждый утвержденный профстандарт отменяет соответствующий пункт ЕКС.

Когда все профстандарты будут разработаны и утверждены, ЕКС утратит силу и будет отменен.

Отвечает: Ищук Татьяна


Уровни квалификации в одной специальности

Если в рамках одной специальности приходится выполнять разные задачи - по уровню сложности, по объектам - и это требует дополнительной (по сравнению с первичной) подготовки, как будет проходить аккредитация специалистов (будет ли компетентностная аккредитация) и как будет называться специалист после получения нового уровня квалификации? Или это будет регулироваться только наличием определенных документов, необходимых при занятии определенных должностей? И каким нормативным документом это будет регламентироваться?

На сегодняшний день согласно Приказу Минздраа России от 2 июня 2016 г. N 334н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ" в отношении специалистов уже имеющих сертификат, либо свидетельство об аккредитации, проводится периодическая аккредитация.
Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:
оценка портфолио;
тестирование

38. Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Методическим центром аккредитации специалистов (далее - Единая база оценочных средств). На решение аккредитуемым тестовых заданий отводится 60 минут.

45. По результатам оценки портфолио аккредитационная подкомиссия принимает решение о прохождении аккредитуемым данного этапа аккредитации "сдано" или "не сдано" на основе соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к осуществлению профессиональной деятельности по специальности. (в ред. Приказа Минздрава России от 19.05.2017 N 234н)

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации:
10. Документ о квалификации подтверждает:
1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", Приказ Минздрава России №707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (с изменениями и дополнениями), Приказ №83н от 10 февраля 2016 г. "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием" устанавливают требования к специальностям и наименования должностей (хотя список неполный).

Отвечает: Голубева Ирина


Очень много определений "квалификация". Каким пользоваться нам в работе?

Квалификация - подготовленность медицинского работника к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемая знаниями, умениями, профессиональными навыками, опытом и иными общепрофессиональными характеристиками.

Отвечает: Ищук Татьяна


Как согласуется единый квалификационный справочник в здравоохранении и профстандарты?

Единый квалификационный справочник (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н Справочник содержит три основные позиции. характеризующие каждую должность: Должностные обязанности, знания и требования к квалификации. Именно квалификационные требования и объединяют этот справочник и профессиональные стандарты. Но ЕКС содержит меньший перечень должностей, чем имеется специальностей в номенклатуре, утвержденной Приказом Минздрава 07.10.2015 N 700н (ред. от 11.10.2016). Должность врач-кардиолог, например, в ЕКС отсутствует, а профстандарт скоро будет утвержден. И это не единственный пример.

По логике каждый утвержденный профстандарт отменяет соответствующий пункт ЕКС.

Когда все профстандарты будут разработаны и утверждены, ЕКС утратит силу и будет отменен.

Отвечает: Ищук Татьяна


Расскажите, какие еще виды работ будут выполнять эксперты после анализа мониторинга рынка труда и сколько это будет по времени?

В данном проекте отводится большая роль экспертам по специальностям, как врачебным, так и среднего медицинского персонала. Эксперт, как правило, курирует от одной до трех специальностей. Реестр экспертов не является статичным списком, он постоянно пополняется и видоизменяется. На сегодняшний день реестр содержит более 400 экспертов по всем специальностям номенклатуры.
Перечень работ экспертной деятельности включает:
Анкетирование по конкретной специальности в рамках мониторинга рынка труда в здравоохранении. Здесь надо отметить, что это новшество для наших специалистов, но теперь мониторинг будет проводиться в отрасли не реже 1 раза в 2 года. Поэтому приветствуем любые Ваши предложения по детализации и улучшению анкет.
По завершению мониторинга экспертам будет поручено проанализировать результаты анкетирования опять-таки по "своей" курируемой специальности (специальностям). Здесь очень важно, кроме формальных оценок анкет по образцу экспертного заключения, высказанное с учетом практического опыта экспертное мнение, суждение о значимости специальности для практического здравоохранения.
Надо отметить, что всех наших экспертов мы обеспечиваем методической поддержкой в виде образцов документов для заполнения и/или рекомендаций.
Функциональный анализ деятельности каждой квалификации будет включать описание знаний, умений, трудовых действий и необходимого образования (подготовки) для достижения этой квалификации.
Уровень квалификации в медицине (в отличие от многих других отраслей) зависит от вида медицинской организации (например, хирург в поликлинике или в стационаре), где работает специалист, от вида медицинской помощи (ПМСП или высокотехнологичная МП), от оснащенности рабочих мест и применяемых технологий, оперативной активности и многих других нюансов. Мы с Вами должны учесть это в отраслевых квалификационных показателях , которые называются дескрипторами. Наконец, мы должны обосновать, к какому уровню и подуровню отнести каждую специальность и квалификацию с учетом всех критериев.
Все ли специальности, существующие в номенклатуре сейчас, нужны? Нужно ли вводить новые/возрождать старые специальности или квалификации? На эти вопросы мы тоже будем давать с Вами обоснованные ответы в проекте. именно поэтому он имеет социальное значение.
Все результаты проекта будут публично обсуждаться на форуме-платформе РКО, которым могут пользоваться эксперты в формате вопрос-ответ. 
Кроме того, мы будем приглашать экспертов для участия в итоговой научно-практической конференции в сентябре 2018г. в Санкт-Петербурге.
Основные этапы привлечения экспертов, рассчитанные до декабря 2018 года, мы Вам описали, но если у Вас остаются вопросы, пожалуйста, мы открыты. Пишите!
Благодарим Вас за сотрудничество!

Отвечает: Ищук Татьяна



Вопросы по врачебным специальностям
Каким образом можно узаконить новую специальность в здравоохранении?

Отраслевая рамка квалификаций в здравоохранении (впрочем, в других отраслях тоже) имеет большое значение для существования специальности и квалификаций в ней. 
Прежде всего она строится на перечне специальностей, которые востребованы практическим здравоохранением и государство может позволить себе тратить деньги на подготовку соответствующих специалистов. Для этого и проводится мониторинг рынка труда.
Когда специальность попадает в отраслевую рамку, следующим логическим шагом является разработка профессионального стандарта по соответствующей специальности. А утвержденный профессиональный стандарт влечет за собой разработку федерального государственного образовательного стандарта ФГОС, примерной программы и тогда начинается подготовка по специальности на территории страны, появляются контрольные цифры приема со всеми вытекающими последствиями. Если специальность "уходит" из отраслевой рамки, то и подготовка кадров по ней прекращается.
Таким образом, можно сказать, что основным пусковым механизмом для появления специальности является ее востребованность практическим здравоохранением, подтвержденная результатами мониторинга рынка труда. 
Мониторинг рынка труда теперь прочно войдет в нашу жизнь, как и других отраслей экономики России, как основной механизм, регулирующий подготовку кадров, и будет проводиться регулярно.

Отвечает: Ищук Татьяна



Вопросы по специальностям СПО
Нужны ли нам медицинские оптики? Или нужны оптометристы?

В анкете вообще нет ни слова об оптометристе. Но медицинский оптик - это не оптометрист. Нужны ли нам медицинские оптики? Или нужны оптометристы? Врач офтальмолог занимается (или хочет заниматься) другими проблемами. Выпускники мед.вузов вобще не имеют понятия об оптометрии и пользуются сведениями 100 летней давности. 98% из них вообще не могут понять как должен пациент видеть и что при этом происходит. Если выписывают очки то это - смех. Отвечать ни за что не хотят. При этом боясь потерять свой статус руками и ногами отпихиваются от оптометристов. Считаю что плохой оптометрист подбирает очки на уровне среднего (крайне редко встречающегося) офтальмолога. Хороший оптометрист даст фору большинству хороших офтальмологов. Считаю что назрела необходимость ввести высшее оптометрическое образование где хотя бы года три были практические работы. Народ слепнет от таких офтальмологов, а им это наруку - лечим, проводим операции, а о здоровье и профилактике никто не имеет понятий и не хочет этого.

Я - Валерий Самойленко - руководитель группы экспертов по специальностям среднего медицинского образования в рамках проекта РКО по разработке отраслевой рамки квалификаций.

Ваше письмо в РКО переадресовано мне.

Понимания (и в некоторой степени разделяя) Ваше беспокойство по поводу качества оптометрической помощи, вынужден сообщить Вам, что Вы несколько перемешали области правового регулирования.

1. Анкета, разосланная сейчас РКО касается специальностей среднего профессионального образования - Вы же говорите о должностях. И медицинский оптик, и оптометрист относятся к одной специальности "Медицинская оптика"

2. Распределение должностей по подуровням отраслевой раски квалификаций будет происходить позднее, когда экспертами будут сформированы критерии подуровней квалификации. Без сомнения, медицинский оптик и оптометрист встанут на разные "ступени"

3. При первичном анкетировании целесообразно ориентироваться на более высокий уровень квалификации.

4. Вторая группа поднятых Вами вопросов, в части качества оказания оптометрической помощи и распределения обязанностей оптометристов и офтальмологов, находится за рамками отраслевой рамки и связана с одной стороны, с формулировками порядков оказания помощи в сфере офтальмологии и оптометрии, с другой - с объемом и содержанием профессионального стандарта по медицинской оптике. В первом случае - это компетенция главного офтальмолога Минздрава, во втором - профильной оптической ассоциации, которая готовит проект профстандарта.


Я рекомендую Вам связаться либо связаться с представителями оптической ассоциации, предложив сотрудничество; либо дождаться размещения проекта профстандарта на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения и там внести аргументированные и развернутые предложения в содержание профстандарта. Напомню, именно профессиональный стандарт определяет трудовые функции специалиста. 

Мы, со своей стороны, будем признательны Вашему участию и участию Ваших коллег в накоплении аналитического материала. Каждая заполненная анкета будет учтена, каждый профессиональный голос важен.

Отвечает: Самойленко Валерий


Почему в реестре экспертов отсутствуют фармацевтические специальности?

На сегодняшний день существует два Совета по профессиональным квалификациям: 
- СПК в здравоохранении?, полномочия которого находятся у Национальной медицинской палаты 
- СПК в области фармации, полномочия которого находятся у Национальной фармацевтической палаты
В функции каждого СПК входит формирование "своей" рамки квалификаций.
Если Вы хотите участвовать в разработке ОРК в области фармации. то Вам нужно получить информацию на сайте НФП или по адресу nfppochta@gmail.com

Отвечает: Сироткина Ольга



Вопросы медицинского образования и аккредитации специалистов
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, если я не сдам аккредитацию после колледжа, то кем меня возьмут на работу?

В соответствии с требованиями Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ аккредитация специалиста является обязательной для занятия медицинской деятельностью. Таким образом, для выпускников образовательных организаций этого года - прохождение аккредитации - единственный и неизбежный путь к тому чтобы стать медицинским работником.
Если Вы не пройдете процедуру аккредитации, то трудоустройство в медицинской организации для Вас возможно только на должности младшего медицинского персонала - и то, возможность такого трудоустройства зависит от того, какую специальность Вы получили. Возможно, что невзирая на полученное образование для занятия такой должности потребуется пройти ту или иную образовательную программу.
К возможным должностям относятся санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными, медицинский регистратор.
Добавлю, что эти два документа разнятся и по сути - аккредитация специалиста определяет минимально необходимый набор требований, предъявляемых к медицинскому работнику для того, чтобы он мог заниматься профессиональной деятельностью. То есть без этого документа работать в медицине нельзя. Это обязательная процедура

Аттестация на квалификационную категорию подтверждает высокий уровень работы специалиста - то есть то, что он не только может выполнять профессиональные функции, но и выполняет их значительно качественнее минимальных требований. Соответственно, аттестация - добровольная процедура и проходится только теми специалистами, кто считает для себя необходимым ее пройти.

Закономерно требования к двум абсолютно разным процедурам не могут быть одинаковыми.

Отвечает: Самойленко Валерий


Подскажите пожалуйста, отчет по аттестации на категорию и портфолио для аккредитации это одно и то же?

Это разные документы. Аккредитация специалиста устанавливает соответствие требованиям профессионально стандарта, целесообразно внимательно ознакомиться с ним. Профстандарт по конкретной специальности содержит трудовые функции, которые надо соотнести с Вашей практической деятельностью и отразить это соответствие в портфолио. Оценка портфолио является экзаменационным этапом периодической аккредитации.

Отвечает: Ищук Татьяна


Есть ли указания по написанию портфолио для аккредитации?

В настоящее время такие рекомендации нигде не опубликованы. Но, поскольку аккредитация специалиста устанавливает соответствие требованиям профессионально стандарта, целесообразно внимательно ознакомиться с ним. Профстандарт по конкретной специальности содержит трудовые функции, которые надо соотнести с Вашей практической деятельностью и отразить это соответствие в портфолио. И ждем рекомендаций.

Отвечает: Ищук Татьяна

Данный сайт и вся информация на нём предназначена для медицинских работников. Продолжая просмотр, вы соглашаетесь и подтверждаете, что являетесь медицинским работником.