Войти
Главная / Издания / Российский Кардиологический Журнал / Страница главного редактора /

"О журнале"

 

Российский кардиологический журнал — официальный орган печати Российского кардиологического общества. Это научно-практический, рецензируемый журнал для кардиологов и терапевтов. Основная направленность издания — научные статьи, посвященные оригинальным и экспериментальным исследованиям, вопросам фармакотерапии и кардиохирургии сердечно-сосудистых заболеваний, новым методам диагностики.

 

Журнал выпускается с 1996 г., включен в перечень изданий, рекомендованных для публикации статей, содержащих материалы диссертаций (ВАК), в индексы цитирования: Российский индекс научного цитирования, Science Citation Index Expanded (SciSearch®); Journal Citation Reports/Science Edition, зарегистрирован в Клубе главных редакторов научных журналов Европейского общества кардиологов.

 

Сайт журнала: www.roscardio.ru/ru/russian-journal-of-cardiology

 

 

РОССИЙСКИЙ КАРДИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ

 

С января 2012 г. в Российском кардиологическом журнале были введены новые «Правила публикации авторских материалов». Что означают эти изменения для авторов и журнала рассказали шеф-редактор Юлия Валентиновна Родионова и ответственный секретарь РКЖ Евгений Олегович Таратухин.

 

Новые правила публикации авторских материалов размещены на сайте журнала: http://www.roscardio.ru/ru/russian-journal-of-cardiology.html

 

Вопрос: С чем связано достаточно радикальное реформирование Российского кардиологического журнала?

Поставлена задача: интегрировать деятельность российского кардиологического сообщества в мировую научно-исследовательскую систему, чтобы наши специалисты могли достойно обмениваться опытом с зарубежными коллегами и представлять свою работу на высоком уровне.  

Для этого нужно преодолеть ряд трудностей. Особое внимание мы должны уделить качеству печатных материалов. Можно пойти по более легкому пути – принимать к публикации статьи именитых ученых, отсеивая всех малоизвестных авторов, но тогда журнал превратиться в некое «элитное» издание, которое будет неинтересно рядовым читателям, и не будет отражать актуальную информацию о новых исследованиях. На наш взгляд, статьи известных ученых должны служить именно образцом качества исследовательской работы.

Журнал ставит перед собой образовательную цель – привести требования к авторам при подаче рукописей к мировым стандартам. При разработке новых правил для авторов были использованы «Единые требования к рукописям, представляемым в биомедицинские журналы: подготовка и редактирование медицинских публикаций» (Uniform Requirements for Manuscripts Submitted to Biomedical Journals: Writing and Editing for Biomedical Publication), изданные Международным Комитетом редакторов медицинских журналов (ICMJE)  и Рекомендации COPE, изданные Комитетом по издательской этике (COPE).

Под эгидой журнала мы планируем проводить специальные обучающие программы, которые помогут российским авторам представлять материал исследований на высоком уровне.

 

Вопрос: Какие еще произошли изменения в журнале?

Количество рубрик было сведено к минимуму: передовая, оригинальные исследования, клинический случай, обзор литературы. Введена обзорная рубрика с публикацией информации о новых значимых клинических исследованиях. Изменены требования к объему подаваемого материала, количеству цитируемых источников.

В журнале представлена новая редакционная коллегия и редакционный совет, куда вошли известные и уважаемые российский ученые. К работе были привлечены зарубежные коллеги, из которых был сформирован международный редакционный совет. Основное требование к новому составу редакционной коллегии – активная вовлеченность в работу с журналом: это не только оценка качества редакторского портфеля, но и качественные рецензии, публикация собственных обзорных или исследовательских статей по близкой тематике.

Журналом устанавливается список постоянных рецензентов, который планируется публиковать в номере. Все рецензируемые материалы являются анонимными как для автора, так и для самого рецензента.

Планируется выбирать на каждый номер своего ответственного редактора.

 

Вопрос: Какие изменения произошли в предоставлении направительного письма?

Направительное (сопроводительное) письмо - основной документ, регламентирующий передачу автором или авторским коллективом своего труда Редакции для публикации в журнале. Было снято требование обязательной визы научного руководителя и печати учреждения. Иногда авторские коллективы могут быть смешанными, поэтому возникает затруднение -  кому подписывать и чью печать ставить.

Однако в направительное письмо были добавлены следующие пункты: 1) рукопись не находится на рассмотрении в другом издании; 2) не была ранее опубликована; 3) содержит полное раскрытие конфликта интересов; 4) все авторы ее читали и одобрили; 5) автор(ы) несут ответственность за достоверность представленных в рукописи материалов.

 

Вопрос: Как регламентируется работа авторского коллектива?

Если в авторском списке представлено более 4 авторов, обязательно указывается вклад в данную работу каждого автора. Все члены группы должны отвечать всем критериям и требованиям для авторов, т. е. участие авторов в работе может быть следующим: 1) разработка концепции и дизайна или анализ и интерпретация данных; 2) обоснование рукописи или проверка критически важного интеллектуального содержания; 3) окончательное утверждение рукописи для публикации.

Соблюдение этого требования показывает Редакции, что работал именно авторский коллектив, позволяет избежать критики, что фамилии каких-либо авторов просто «вписаны».

Кроме того, существует раздел «Благодарности», который можно опубликовать вместе с текстом статьи, где указываются все участники, не отвечающие критериям авторства, но осуществлявшие техническую поддержку, помогавшие в написании статьи или руководители подразделения, обеспечивающие общую поддержку. Там же можно выразить признательность за финансовую и материальную поддержку, указать номер гранта.

 

Вопрос: Каким образом осуществляется помощь в публикации аспирантских или кандидатских работ?

Молодые исследователи нуждаются в поддержке. Однако это не означает, что научное качество представляемой работы может быть на низком уровне. При подаче рукописи в редакцию, молодые исследователи должны выполнять все требования по оформлению и представлению работы, оперативно отвечать на вопросы рецензента и редактора.

Редакция специально просит, чтобы в сопроводительном письме указывались предположительные сроки защиты, если рукопись является частью диссертационной работы. Такие рукописи, в соответствии с внутренним редакционным регламентом работы, принимаются к публикации как можно быстрее.

 

Вопрос: Зачем нужно высылать подробную информацию об авторах?

Информация об авторах является частью официальной регламентации совместной работы авторов и журнала. Согласно требованиям ВАК, в открытой печати необходимо указывать места работы всех авторов, их должности и звания.

 

Вопрос: Какие трудности могут быть с первичным комплектом документов, присланным в Редакцию?

Главное замечание – не полный комплект.

Часто не присылают список сокращений – еще одно нововведение, которое появилось в «Правилах» и является важным для работы над статьей. Составление списка сокращений дает возможность автору еще раз проверить сам текст на предмет наличия/отсутствия сокращений, иногда автор делает сокращения по своему усмотрению, что может вызвать трудности при их расшифровке редактором. Если в таблицах и рисунках присутствуют множественные сокращения, составляется отдельный список сокращений для них.

 

Вопрос: Что такое «первичное рассмотрение» (первичный отбор) статьи?

После того, как автор прислал полный комплект документов для рассмотрения, документы направляются редактору (эксперту) на ознакомление. На этом этапе могут быть высказаны существенные замечания: статья может быть отправлена автору на доработку, может последовать отказ в публикации.

Отказ в публикации происходит, если в статье содержатся грубые методологические ошибки, статья не соответствует профилю журнала, автор не согласен с замечаниями по доработке статьи.

Такая практика внедрена во многих зарубежных научных журналах. Например, The Lancet гордится тем, что только 5% поступивших материалов проходят первичный отбор, доходя до рецензентов, у Европейского кардиологического журнала – 11%. С начала 2012 г отказов в нашем журнале не так уж много – 13,5%, таким образом, первичный отбор проходят 86,5% статей.

Если статья успешно проходит первичное рассмотрение, то она регистрируется. Автору направляется уникальный номер статьи, по которому он может проследить ее дальнейшее перемещение внутри Редакции. Такая информация периодически выкладывается на сайте журнала.

После первичного рассмотрения статья направляется рецензенту.

 

Вопрос: Какие изменения коснулись оформления списка литературы?

Если раньше список литературы оформлялся в алфавитном порядке, сначала русскоязычные авторы, потом англоязычные, то теперь цитируемость литературы стала порядковой. Но это не означает, что список литературы представляет собой беспорядочное смешение кириллицы и латиницы: все источники сначала идут на латинице,  у русскоязычных источников - добавляется оригинальная ссылка. 

При этом русские фамилии транслитерируются, а названия переводятся на английский язык.

Требование транслитерации оказалось новым для авторов. Однако большинство солидных научных журналов уже больше десяти лет дублируют содержание на английском языке.

Для удобства авторов в «Правилах» выложены наглядные примеры оформления литературных ссылок, которые помогают при оформлении.

Основной проблемой, с которой сталкивается Редакция при получении новой статьи, и что может послужить причиной отказа – устаревшие источники. Список литературы не должен быть похожим на «пособие по истории медицины». Введено  жесткое требование – все источники не должны быть старше 10 лет, за исключением высокоинформативных работ.

Еще один аспект, на который Редакция обращает внимание – количество самих цитат, теперь их строго регламентированное количество: для клинического случая – не более пяти, для оригинальной статьи – не более 15-ти, для литературного обзора – до 50-ти.

 

Вопрос: Зачем необходим отдельный файл с информацией о соблюдении этических норм при проведении исследования?

Не стоит забывать, что публикуемые статьи чаще всего относятся к исследованиям на людях. Информация о соблюдении этических норм обязательно должна присутствовать в разделе «Материалы и методы», но часто авторы ее опускают, поэтому такое требование вошло в «Правила», чтобы еще раз обратить внимание авторов не только на этические проблемы проведенного исследования, но и на соответствие их международным стандартам, которые специально для этого разрабатываются. Проведение и описание всех клинических исследований должно быть в полном соответствии со стандартами CONSORT.

 

Вопрос: Зачем необходим отдельный файл с информацией о конфликте интересов?

В «Правилах» уделено достаточно много внимания этой проблеме. В настоящее время комитет экспертов Европейского общества кардиологов пытается выработать единые требования к описанию проблемы «конфликта интересов» в научной работе. Некоторыми зарубежными изданиями введен такой обязательный раздел, который размещается в конце статьи. В нашем журнале мы этого не требуем, но считаем обязательной информацию по раскрытию конфликта интересов (в виде отдельного файла, присылаемого в Редакцию), даже, если он не заявлен авторами работы.

 

Вопрос: Что делать авторам, приславшим статьи в Редакцию до 01 января 2012, когда были введены новые правила?

Авторы, приславшие свои статьи и полный пакет документов раньше, действительно, попали в затруднительное положение. Некоторые статьи лежали в редакторском портфеле год-полтора без движения, их авторы волновались, звонили, пытаясь узнать о судьбе своей работы.

В начале года всем были разосланы письма от Редакции об изменениях в «Правилах». Редакция дает преимущества в публикации таких статей: все они будут изданы как можно скорее. Авторам также не нужно присылать заново весь пакет документов, кроме текста статьи. С каждым из авторских коллективов проводится индивидуальная работа.

Однако статьи, присланные ранее, должны быть обязательно доработаны авторами: структурировано резюме, добавлен список сокращений, доработан и транслитерирован список литературы.

В тоже время, когда автор «дорабатывает» статью, он получает возможность не только внести в нее коррективы, добавить новые данные, но и пересмотреть текст полностью. Исследовательская работа не стоит на месте, поэтому Редакция считает, что «устаревшие» литературные источники должны быть заменены на новые в обязательном порядке, чтобы напечатанный материал был актуальным для читателей.

 

Наверх