Пояснительная записка Проект профессионального стандарта Анкетирование 

 

Глубокоуважаемые коллеги!

Оказание качественной первичной медико-санитарной помощи и предоставление медико-социальных  услуг на дому гражданам независимо от их пола, возраста и местонахождения является одним из менее затратных компонентов в системе  здравоохранения. Проведение профилактических мероприятий, ранняя постановка диагноза и своевременное назначение лечения  заболеваний,  организация долгосрочного ухода за больными с различными хроническими заболеваниями, контроль за выполнением пациентами программ по реабилитации и абилитации позволяет значительно сократить количество госпитализаций в медицинские организации с дорогостоящим лечением. Однако данное обстоятельство не может быть реализовано по трем причинам.

  1. Слабо осуществляется  интеграция и преемственность в совместной работе специалистов стационаров и первичного звена здравоохранения  для оказания медицинской помощи с момента выписки до продолжения/окончания лечения/ухода на дому.

  2. Ожидается, что население России к 2040 году старше 70 лет удвоится, а население в возрасте 75 лет и старше утроится, что  приведет и к увеличению количества пациентов с серьезными хроническими заболеваниями, которые имеют право на получение первичной медико-санитарной помощи и долговременного ухода, в том числе в связи с инвалидностью.

  3. Существующий дефицит медицинских кадров, оказывающих первичную медико-санитарную  помощь  будет возрастать, так как  объемы подготовки специалистов в образовательных организациях и убыль специалистов из медицинских организаций первичного звена здравоохранения  не обеспечивают в полном объеме оказания медицинской помощи населению, проживающих в сельской местности, рабочих поселках  и малых городах.

Подготовка специалистов с высшим медицинским образованием (уровень бакалавриата) в рамках новой квалификации «Фельдшер общей лечебной практики», наделенных дополнительными полномочиями для выполнения общих врачебных трудовых функций позволит в кратчайший срок решить проблемы дефицита медицинских кадров, оказывающих доступную и качественную первичную медико-санитарную помощь населению.

Название профессионального стандарта сформировано, исходя из категорий занятий, определенных Общероссийским классификатором занятий ОК 010−2014 (МСКЗ−08):

Подгруппа 22 Специалисты в области здравоохранения включает Малую группу 221 Врачи

Занятия данной малой группы подразделяются на следующие начальные группы:

2211 Врачи общей практики

2212 Врачи-специалисты (после ординатуры)

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе 2211 Врачи общей практики:

Врач общей практики

Врач-терапевт

Врач-терапевт участковый

Доктор (общего профиля)

Семейный врач

Исторически близкий российскому населению Земский доктор или врач, который обслуживает удалённые от больниц населённые пункты, самостоятельно лечит и ведет пациентов, знает проблемы (производственные, социально-бытовые) и болезни в каждом доме и семье. Именно это название, в котором есть отсылка к добрым человеческим отношениям, более всего подходит к названию нового специалиста, но дискредитирует врачебную квалификацию с базовым образованием 6 летним специалитетом. В то же время название «Фельдшер» - специалист со средним профессиональным образованием (СПО) уже давно близок и понятен любому жителю отдаленных, малонаселенных и труднодоступных районов.

Таким образом, название профессионального стандарта «Фельдшер общей лечебной практики» является взвешенным компромиссом между историческим наследием в медицине, сегодняшними реалиями и предложенными экспертами требованиями:

 - не противоречит общепринятым названиям;

- не дискредитирует врачебные квалификации;

- понятно и близко для пациентов;
- сообщает о виде деятельности (лечебной) и указывает на самостоятельность в области общей практики;

- не  содержит сведения об уровне образования (бакалавр не приемлем — замечание Минтруда);

- обозначает уровень квалификации выше СПО  

Целью профессиональной деятельности «Фельдшер общей лечебной практики» является оказание первичной медико-санитарной помощи  детскому и взрослому населению в медицинских организациях и организациях социального обслуживания по месту их проживания, в первую очередь в сельской местности и отдаленных населенных пунктах. Кроме того, «Фельдшер общей лечебной практики» должен обеспечивать преемственность между стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощью, реализовывать и контролировать на амбулаторном этапе планы профилактики, лечения, реабилитации и ухода, разработанные врачами-онкологами, врачами реабилитационной медицины, врачами паллиативной медицинской помощи, врачами-наркологами и иными врачами-специалистами.

Для обеспечения медицинской помощи населению на амбулаторно-поликлиническом этапе необходима разработка профессионального стандарта «Фельдшер общей лечебной практики», который будет представлять собой нормативный и методический документ, описывающий трудовые функции и действия, объем знаний и умений работника, необходимые ему для осуществления данной профессиональной деятельности и мотивирующий специалиста к профессиональному и карьерному росту.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 марта 2012 г. N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту ..." сегодня мало где применяется, так как предписывает, что отвечать за работу (и ошибки) специалиста со средним медицинским образованием будет главный врач.

Подготовка в медицинском вузе по программе бакалавриата, значительно расширяющей объем знаний и умений по сравнению с уровнем СПО, позволит выпускникам выполнять отдельные трудовые функции участкового врача-педиатра,  участкового врача-терапевта, врача общей практики на законном основании, но и нести за свою работу ответственность повышенного уровня. Лечебные факультеты медицинских вузов имеют богатый опыт в обучении специалистов лечебного дела, мощный кадровый потенциал и расширяющийся перечень баз практики, что дает гарантии качественной подготовки специалистов в области лечебного дела, фельдшеров общей лечебной практики на первой ступени высшего образования (бакалавриат).

Российское кардиологическое общество (РКО) в 2018 году успешно реализовало социально-значимый проект по разработке отраслевой рамки квалификаций, в рамках которого был проведен мониторинг рынка труда в здравоохранении по 126 специалистам с высшим и средним образованием. Всероссийский опрос 843 работодателей из 84 регионов позволил сделать выводы о подготовленности фельдшеров к самостоятельной работе, а также отнесение их трудовых функций, компетентности, характера и объема знаний к 6 уровню квалификации, но низкому уровню полномочий и ответственности,  обусловленному средним профессиональным образованием (СПО). В настоящем проекте РКО предлагает модель многоуровневой системы подготовки специалистов лечебного дела для оказания и обеспечения эффективной и доступной медицинской помощи гражданам в любом регионе, включающей Фельдшер (СПО), Фельдшер общей лечебной практики (бакалавр), Врач-лечебник. Врач-терапевт участковый  (специалитет), Врач-терапевт, Врач общей практики (ординатура).

Посредством подготовки бакалавров «Фельдшер общей лечебной практики» здравоохранение получит за 4 года значительные кадровые ресурсы для оказания доступной первичной медико-санитарной помощи. Подготовка бакалавров «Фельдшер общей лечебной практики» позволит внести вклад в ликвидацию кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения, создать дополнительные рабочие места, особенно в сельской местности и отдаленных регионах страны.  

Население отдаленных от больниц районов ограничено в получении первичной врачебной медико-санитарной помощи, так как фельдшеры с СПО не могут обеспечить функции лечащего врача в отсутствие локальных актов своей медицинской организации. Фельдшер общей лечебной практики с бакалаврским образованием станет для этих граждан примером специалиста первого приближения к пациенту, который сможет своевременно ставить диагноз, лечить хронические и наиболее часто встречающиеся заболевания, отслеживать результаты и обеспечивать реализацию планов сложного специализированного лечения в амбулаторных условиях, оказывать врачебную помощь в неотложных ситуациях, организовывать и оказывать доврачебную помощь.

Бакалавриат, как первая ступень высшего медицинского образования, будет крайне востребованной и престижной среди выпускников школ и их родителей.